От 0 до 3 лет. Ранний возраст

консультации и запись  

Тел.: +7-812-986-01-63

От 0 до 3 лет. Ранний возраст

Детский психолог, логопед и дефектолог Центра "Шаг Вперёд" проводят раннюю диагностику и осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3-х лет с нарушениями в развитии по индивидуально-ориентированной программе обучения.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Психологические и речевые особенности у детей раннего возраста (1-3 года).

Ведущая деятельность раннего детства — предметная (совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно).

  • Интенсивно формируется сенсомоторное развитие: вертикальное положение тела расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
  • Осуществляется речевое общение, развивается понимания речи взрослых, увеличивается запас слов, происходит овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года ребенок строит предложения, а в 3 — правильно согласовывает окончания слов в предложении).
  • Возникает способность к словесным обобщениям — понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.

  • Ребенок овладевает предметными действиями: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов, общекультурным нормам. Предметная деятельность обусловливает развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления
  • Растет любознательность ребенка (Он спрашивает: «Что это? Почему? Зачем?»); появляется интерес к сказкам, стихам и прочее.
  • Появляются игровые действия (игры — подражания действиям взрослых)
  • Развивается восприятие (цвета, формы, размера), ребенок может выделить устойчивые признаки предметов; восприятие способствует развитию памяти, мышления (группировка предметов по цвету, форме).

  • Происходит становление элементарного самосознания («Я сам»).
  • Начинает формироваться способность к произвольной саморегуляции
  • Ребенок приучается к чистоплотности, саморегуляции своих физиологических функций
  • Возникает ощущение самостоятельности, автономности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнение в своих способностях регулировать функции организма
  • Возникает кризис 3-х лет, как утверждение самостоятельности.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги у детей дошкольного и школьного возраста (неуспеваемость, сниженная познавательная активность, неуверенность в себе, нарушения в общении, гиперактивность детей и т.д.), нужно искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте если и является возможной, то представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

К воспитанию и развитию каждого ребенка необходимо относиться с большим вниманием с самого раннего возраста. Каждый ребенок рождается уникальным человечком, у него свои способности и наклонности, которые необходимо развивать.

Программы нашего центра ориентированы на развитие:

  • эмоционально-личностное общение
  • развитие перцептивно-моторной деятельности
  • развитие предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка
  • формирование начальных ориентировочных реакций
  • формирование эмоционально-личностного общения
  • становление зрительно-двигательных координаций
  • понимание обращенной речи и стимуляция лепетных диалогов

  • активизацию познавательного интереса к окружающим людям и предметам
  • развитие и активизация общих движений
  • развитие предметных действий и предметной деятельности
  • интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи
  • овладение различными навыками в процессе подражания
  • становление представлений о себе
  • формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности.

В Центре "Шаг вперёд" детскими психологами, логопедами, дефектологами разработаны коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитиии.

Совершенно своеобразно происходит последовательность развития у ребенка с различными неврологическими, психическими, хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями. Хорошо известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективными могут оказаться коррекция и компенсация дефектов, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития Е. А. Стребелева

Предлагаемые программы центра разработаны для своевременного выявления, коррекции и развития отклонений психоэмоционального, психомоторного, речевого и интеллектуального состояния детей раннего дошкольного возраста.

В процессе реализации программы специалистами проводится работа как с детьми, так и с их родителями. Для родителей предусмотрено проведение анкетирования, бесед и консультаций с детским психологом и с другими специалистами.

Программа предусматривает:

1.Психолого-педагогическую диагностику

2.Комплексные занятия (в зависимости от нарушения) с специалистами:

• логопед, логопед-дефектолог,

• дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдолог),

• детский психолог, семейный психолог,

• физическое воспитание детей ( ЛФК, АФК),

• педагог по ИЗО

Формы занятий:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Практические занятия для родителей.

3. Индивидуальные занятия с родителями и ребенком.

4. Индивидуальные занятия ребенком.

5. Подгрупповые занятия.

В работе с вашим ребёнком нами используются методы:

Игровая терапия

- метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно – развивающего сопровождения дошкольников с церебральным параличом обусловлена, во- первых, тем, что игра для них остаётся наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во- вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения. В третьих, в игре ребёнок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребёнка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым.

Задачи игровой терапии:

- укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самооценки;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановления доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок – взрослые», «ребёнок – ребёнок»;

- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;

- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений .

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально- волевую сферу личности ребёнка.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры- драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации.

Песочная терапия

-один из психотерапевтических развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Специалисты рассматривают песочную терапию в качестве эффективного метода помощи ребёнку:

-адаптации к любым серьёзным изменениям в жизни, таким как поезд, смена коллектива, рождения сестры или брата;

- при переживании любых травмирующих ситуаций, таких как утрата, развод родителей;

-в гармонизации внутреннего эмоционального состояния, например, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности;

- в обретении уверенности в себе и более устойчивой самооценки.

Сказкотерапия

Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей. Песочная терапия с помощью активного воображения и творческой символической игры является практическим, основным на опыте методом, который может создать мостик от бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к физическому, и от невербального к вербальному. Композиция, построенная ребёнком, используется психологом для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств. Использование песочной терапии в работе психолога позволяет снять у детей чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, вернуть доверие к людям. С помощью этого метода психолог добивается, чтобы дети ощущали себя в эмоциональной безопасности, приобретали адекватные способы адаптации в окружающем мире, учились лучше понимать себя и других. Специалист помогает ребёнку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

Арт-терапевтический метод

- основан на использовании различных изобразительных средств. Процесс изобразительного творчества является источником активного коррекционно- развивающего воздействия на формирование личности ребёнка. Организация совместной с взрослым творческой деятельностью (рисование) обеспечивает развитие коммуникаций ребёнка с окружающим миром, создание мотивационной основы деятельности, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений об окружающем и их отражение в движении, рисунке, речи.

Выделяются этапы работы: вводный, основной и заключение.

На вводном этапе:

-активизируется сенсорная сфера малыша (ощущения разной модальности, все виды восприятия, способы сенсорного обследования);

-устанавливаются первичные коммуникации в процессе совместной с взрослым деятельности(эмоциональные, ситуативные, предметные);

-организуются различные способы коммуникации;

-стимулируются различные способы эмоционального реагирования на ситуацию взаимодействия.

Основной этап работы заключаются в ознакомлении ребёнка с различными способами получения плоскостного изображения.

На этапе заключения реализуется творческое воображение, совершенствуются основные технические приёмы рисования, т.е.исполнительства

Наша группа ВКонтакте 

ЦККР Шаг вперёд 

Найти нас очень просто

ЦККР Шаг вперёд
Санкт-Петербург
ст. м. Горьковская, Кронверкский проспект, дом 29.

Тел: (812) 986-01-63

Написать письмо админиcтратору
shag.vpered.12@bk.ru

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef12086 #150714100123