Логопед-дефектолог о профилактике и корекции оптико-моторной дисграфии.

консультации и запись  

Тел.: +7-812-986-01-63

Логопед-дефектолог о профилактике и корекции оптико-моторной дисграфии.

Логопед-дефектолог о профилактике и корекции оптико-моторной дисграфии.

Составитель программы: Сахаровская Ольга Павловна, учитель-логопед.

Специфика и особенности работы на логопедических занятиях.

Коррекционная работа с будущими первокласниками должнабыть направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения коррекционно-развивающих занятий. В основе практических ме­тодик лежит комплексно-тематический метод в сочетании с нагляд­ными и игровыми приемами.      

На индивидуальных логопедических занятиях с детьми ведется работа по развитию арти­куляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематичес­кого восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возмож­ностей каждого ребенка. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется ра­бота над просодикой и мимикой.

Проводится логопедом работа по автоматиза­ции звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включа­ются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внима­ние. Все задания объединяются одной лексической темой или сюже­том сказки, рассказа, который по ходу занятия сочиняют дети.    

В логопедической работе учитываются требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодики. Задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Последовательность ознакомления со звуками и буквами предлагается в соответствии с рекомендациями Г.А. Каше, программой Т.Б. Филичевой,Т.В. Тумановой .

Система занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В ос­нову этого метода положены комплексность и игровые приемы. В используемой логопедами системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленнос­ти при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное вос­питание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.    

Помимо логопедических задач, направленных на развитие речи в индивидуальных занятиях предусматриваются задания на:

- развитие сенсорных и моторных функций;     

-формирование кинетической основы артикуляторных дви­жений;

- развитие зрительно-двигательных координаций;

- развитие мимической мускулатуры;     

-развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в про­странстве и во времени);    

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятель­ности;

- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности: дружбы, любви, уважения и самоуважения, кри­тичности и самокритичности, оценки и самооценки.     

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ре­бенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состо­яния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативнос­ти в усвоении знаний.

Профилактика дисграфий.  

Коррекция дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале.      

Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая преду­предить развитие ­ этих расстройств. Для этого логопедом рекомендованы следующие мероприятия:

1.Меры по снижению соматической и инфекционной забо­леваемости детей в первые годы жизни.    

2.Во многих случаях необходимой частью комплексной профилактики дисграфий является медикаментозное лечение. Оно необходимо прежде всего тем детям, у которых выявлены симптомы ММД, резидуально-органические расстройства, церебральная астения, нарушение активности и внимания , симптомы диспраксии.

3.Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:    

- с "цепочкой” пери- и постнатальных вредностей;    

- с поздним и аномальным развитием устной речи;    

- с задержкой психического развития;    

- с выраженной незрелостью изобразительных способностей.    

Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) служит достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фоноло­гической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.    

4.Формирование функционального базиса письма.    

5.Подбор методики обучения письму у детей дошкольников. Особенно важное значение имеет темп обучения, достаточность времени, контроль автоматизации усвоенных навыков.    

6.Работа с семьями. Информирование родителей в цикле консультаций : «Готов ли ваш ребенок к школе», «Развиваемсенсомоторные и речевые навыки» и т.д.    

7.В последнее десятилетие к числу причин дислексии и дисгра­фий добавились дидактогенные факторы:    

- неоправданно раннее обучение чтению или грамоте (до 5 лет) в детских садах или дома. Родителями иногда провоцируется возникновение дислексии и дисграфий в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готов­ность к такому обучению. Раннее обучение (до 5 лет) следует проводить лишь в исключительных случаях с детьми, у которых отмечается опере­жающее психическое и речевое развитие. Кроме возможных негативных последствий раннего обучения грамоте, аргументом против этого являются доводы здравого смысла. В младшем дошкольном возврасте навыки чтения и письма у подавляющего большинства детей не востребованы;    

- проблемы методики обучения дошкольников чтению, по существу, почти не разработаны. В дет­ских садах используют школьные методики, несколько разбавлен­ные игровыми упражнениями. Нередко отмечается бездумное увле­чение некоторыми авторскими методиками, которые не прошли ни серьезной апробации, ни профессиональной экспертизы. В ряде та­ких методик полностью отсутствуют разделы пропедевтики.    

Автор-составитель: Сахаровская О.П., логопед-дефектолог.

Наша группа ВКонтакте 

ЦККР Шаг вперёд 

Найти нас очень просто

ЦККР Шаг вперёд
Санкт-Петербург
ст. м. Горьковская, Кронверкский проспект, дом 29.

Тел: (812) 986-01-63

Написать письмо админиcтратору
shag.vpered.12@bk.ru

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef12086 #150714100123