Логопед о роли пальчиковой гимнастики в развитии речи. Рекомендации. Упражнения.

консультации и запись  

Тел.: +7-812-986-01-63

Логопед о роли пальчиковой гимнастики в развитии речи. Рекомендации. Упражнения.

Логопед о роли пальчиковой гимнастики в развитии речи. Рекомендации. Упражнения.

Автор составитель: Сахаровская Ольга Павловна, учитель-логопед.

Пальчиковая гимнастика. Логопедические упражнения.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребёнок в 3 года не может составить простую фразу, владеет лишь малым количеством слов. Такие родители считают, что со временем ребёнок «разговорится» сам, догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить.

Что надо делать, чтобы ребёнок заговорил?Необходимо позаботится о своевременном развитии речи ребёнка уже с первых дней жизни. Развивать его слух, внимание, разговаривать, играть, развивать двигательные умения малыша. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев, рук.

Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка. Вы хотите, чтобы Ваш малыш быстрее заговорил? Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день. Моторика развивается не только при выполнении упражнений, которые мы называем «Пальчиковой гимнастикой». Все движения оказывают на речь благоприятные воздействия. Это вырезание, аппликация, лепка, рисование, мозаика, штриховка, письмо, вышивание, вязание.

Развивать моторику следует в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка, соблюдая последовательность:

1. Первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать.  

2. Второй раз выполните упражнение вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.  

3. На третий раз предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно.  

«Ладони на столе»

Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.  

«Пальчики здороваются»

Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» - соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.  

«Человечек»

Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.  

«Дети бегут наперегонки»

Движения, описанные в предыдущем упражнении те же, обе руки выполняют одновременно.  

«Коза»

Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.  

«Козлята» 

То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.  

«Очки»

Ребенок изображает «очки», образовав два кольца из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

«Зайчик»

Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединяет— «зайчик» слева.  

«Ладошка – кулачок - ребро»

Ребенок сидит за столом. На счет раз кладет руки ладонями вниз, два — сжимает кулачки, три — кладет кисти ребром.  

«Деревья»

Малыш поднимает обе руки ладонями к себе— деревья стоят. Широко разводит пальцы — ветки раскинулись.  

«Флажок»

Большой палец вытянуть верх, остальные соединить вместе.  

«Гнездо»

Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.  

«Корни растения» 

Прижать пальцы тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.  

«Пчела»

Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.  

«Солнечные лучи»

Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.  

«Паук»

Пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.  

«Стол»

Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.  

«Ворота»

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост»

Поднять обе руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.  

«Ромашка»

Соединить обе руки, прямые пальцы выставить вверх.  

«Бочонок с водой»

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.  

Игра в «Прятки» 

Сжимание и разжимание пальцев рук

В прятки пальчики играли

И головки убирали

Вот так, вот так.

Так головки убирали.  

Игра «Сорока»

При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правок руки по ладони левой руки: на слова «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца.

Сорока, сорока, кашу варила…  

Игра «Пальчик-мальчик»

Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.  

Игра «Белка»

Малыш держит руку ладошкой кверху. Указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочередно загибает пальцы.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: 

Лисичке-сестричке,

Воробью синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.  

Игра «Этот пальчик»

Ребенок поочередно разгибает пальцы, сначала на правой руке, затем — на левой, начиная с большого пальца:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья  

Затем поочередно сгибает пальцы:  

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.  

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми, 

Братиков не буди…

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.  

Игра «По грибы»

Малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел, 

Оттого и потолстел.  

Игра «Апельсин»

Малыш поочередно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца:

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для бобра,

Эта долька для чижа.

Ну а волку кожура.  

Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:

Ну-ка братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому пальцу — дрова рубить.

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить. 

А тебе обед варить.

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать, родных братьев забавлять.  

Игра «Алые цветы»

Малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана. Медленно раскрывает пальцы:

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Покачивает кистями рук:

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Медленно закрывает пальцы:

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Покачивает сложенными кистями:

Тихо засыпают, головой качают.

Составитель: Сахаровская Ольга Павловна, логопед-дефектолог.

Наша группа ВКонтакте 

ЦККР Шаг вперёд 

Найти нас очень просто

ЦККР Шаг вперёд
Санкт-Петербург
ст. м. Горьковская, Кронверкский проспект, дом 29.

Тел: (812) 986-01-63

Написать письмо админиcтратору
shag.vpered.12@bk.ru

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef12086 #150714100123