Логопед о развитии фонематического слуха. Рекомендации. Упражнения.

консультации и запись  

Тел.: +7-812-986-01-63

Логопед о развитии фонематического слуха. Рекомендации. Упражнения.

Логопед о развитии фонематического слуха. Рекомендации. Упражнения.

Автор составитель: Николаева Татьяна Алексеевна, учитель-логопед.

Фонематический слух и логопедические упражнения.   

«Ребенку скоро три года, говорит мало слов», «Ребенок в 5 лет заменяет звук р на л», «Малышу 2года, не выговаривает Р,Ш,С,Ч», «Ребенку 4 года, не выговаривает некоторые согласные буквы. Нужен ли логопед? Или стоит еще подождать?» «Не произносит шипящие звуки...», "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду на консультацию и занятия. Одна из причин нарушения речи –недоразвитие слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). «Миска» превращается в«мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» или «лебедь» в «мепеть», «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению аккустической дисграфии в дошкольный период следует уделять много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха, слухового восприятия,внимания и памяти.

Проверить фонематический слух вы можете и сами:

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА –ЗА, ГА- КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.

2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т.д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка -Шайка, Рак - Лак , Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т.д.

4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.

Проверив фонематический слух у ребёнка, вы можете упражняться самостоятельно дома или пройти динамический курс подготовки с логопедом по Программам:

· «Создание фонематической готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет».

· «Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».

· «Создание артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».

Наша группа ВКонтакте 

ЦККР Шаг вперёд 

Найти нас очень просто

ЦККР Шаг вперёд
Санкт-Петербург
ст. м. Горьковская, Кронверкский проспект, дом 29.

Тел: (812) 986-01-63

Написать письмо админиcтратору
shag.vpered.12@bk.ru

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef12086 #150714100123