От 0 до 3. Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте.

консультации и запись  

Тел.: +7-812-986-01-63

От 0 до 3. Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте.

От 0 до 3. Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте.

Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте (выдержка из программы "Здоровый малыш" - автор: Сахаровская Ольга Павловна, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается. Поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).    

Методика неврологического обследования новорожденного представлена в литературе рядом авторов (Л.Т.Журба, 1968; Е.М.Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983, 1991, 1996; И.И. Панченко,1979).    

1. Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если у него крик слабый, монотонный,немодулированный, то это должно насторожить взрослых.    

2. Другой настораживающий фактор – ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте.Причина этому одно- или двусторонний парез губ. Иногда затрудняет грудное вскармливание укороченная подъязычная уздечка.    

3. Признаками неврологической симтоматики могут быть сглаженность носогубных складок,спастичность (напряженность) верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой.    

4. Отмечаются насильственные движения у детей. Так, уже с двух-трех месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища, конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни.    

5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов, их длительное угнетение, особенно сосательного,глотательного, поискового, свидетельствуют о поражении мозга (у здорового ребенка они исчезают после шести месяцев).    

6. Вялый,распластанный язык, гипотонические губы, характер интонации позволяют предположить мозжечковую дизартрию.    

Наибольшую прогностическую ценность имеют такие синдромы, как судорожный, гипертензионный и синдром гипотрофии, что помогает наиболее вероятно спрогнозировать результаты работы.

Гипертензионный синдром может быть одним из частых проявлений внутриутробно начавшегося и продалжавшегося в постнатальный период энцефалита. Нарушение ликвородинамики влечет за собой развитие водянки; высокое внутричерепное давление может само по себе привести к задержке развития мозга. Развивается порочный круг, что лишает мозг потенциала его дальнейшего развития.    

Для диагностики важно знать проявление этого синдрома: расхождение швов черепа, большого и маленького родничка; уплотнение краев костей швов и родничков; напряженные, расширенные вены кожи головы, шеи; беспокойство ребенка, плохой сон, частые вскрикивания по ночам, громкий, безудержный плач в связи с нарастанием ликворного давления,иногда отрицательная реакция на свет. Особая опасность заключается в атрофии зрительных нервов (Э.Л. Басова, 1977). При своевременно принятых мерах гипертензионный синдром может быть значительно компенсирован.    

Судорожный общемозговой синдром чаще всего развивается у детей с врожденным поражением и недоразвитием мозга. Это подтверждает то, что у большинства детей с этим синдромом отмечались: дисплазия костей черепа; широкая переносица;неправильное развитие ушных раковин; высокое готическое небо, что делает дефектным резонирующую часть ротовой полости; короткая уздечка языка; укорочение кожной складки между первым и вторым пальцами кисти; гипотрофия и гипотония мышц разгибателей кисти, спины; врожденные деформации стоп и др.    

Синдром гипотрофии – несоответствие веса и роста ребенка его возрастной норме. Ряд авторов (Н.И. Попова, М.А. Наперстак, Е.М. Мастюкова) отмечают, что соматические расстройства, дисгармония веса и роста соответствуют тяжести поражения мозга. У этих ребят наблюдается снижение аппетита, бледность,воскообразная сухая кожа, которая часто бывает вялой, дряблой; все антропометрические показатели снижены, из-за спастичности мускулатуры кишечника отмечаются частые запоры.    

На самых ранних этапах заметить патологию, уточнить диагностику, провести профилактическую и коррекционную работу, не отодвигая сроки комплексного медико-педагогического воздействия, помогут знания шкалы Апгар.    

Итак, надо внимательно относиться к развитию ребенка, особенно в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего,пытается подражать ему, - все это способствует речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха.    

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к двум годам, а в норме – к четырем-шести месяцам), его необращенность к взрослому -все эти признаки являются симтомами речевых нарушений. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бледностью звуковых комплексов, назализуются гласные – о, э, ы, и; согласные – п, б, к, с. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие - глухие, твердые - мягкие. Бедность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь накапливается медленно. Первые слова могут появиться к трем – пяти годам. Фраза появляется поздно (в норме – к 1.5 года). Ее характеризуют невнятность, скомканность,аграмматичность, свернутость.    

По мере роста ребенка в диагностике патологий все большее значение начинают приобретать речевые симтомы, стойкие дефекты произношения. Речь у такого ребенка неразборчивая, говорит «будто каша во рту», страдает вся просодическая сторона речи. Позднее развитие речи не должно оставлять окружающих спокойными. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до трех-пяти лет). Только ранняя диагностика и своевременная коррекция помогут достигнуть успехов.

Наша группа ВКонтакте 

ЦККР Шаг вперёд 

Найти нас очень просто

ЦККР Шаг вперёд
Санкт-Петербург
ст. м. Горьковская, Кронверкский проспект, дом 29.

Тел: (812) 986-01-63

Написать письмо админиcтратору
shag.vpered.12@bk.ru

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #f_syc9 #eef12086 #150714100123